Christian Dior – роскошный бренд с невероятной историей, который заслуженно является почетным членом парижского Синдиката Высокой моды. Французский дом уже более 70 лет славится невероятно элегантными и женственными изделиями. Сегодня под лейблом Christian Dior производят не только одежду, а еще и обувь, белье, аксессуары, украшения, часы, косметику и парфюмерию, и даже мобильные телефоны.
Основан известный бренд в сороковые годы Кристианом Диором – который фактически никогда не являлся владельцем своего детища. Несмотря на то что Кристиан открыл модный дом под своим именем, он всегда оставался только наемным модельером. По документам модный дом принадлежал известному инвестору Марселю Буссаку (Marcel Boussac). Возможно, бренд был обречен на успех именно благодаря удачному дуэту талантливого дизайнера и мудрого бизнесмена. Но обо всем по порядку.
Кристиан Диор (Christian Dior)
Все началось в далеком 1946 году. Когда Кристиан Диор решил открыть свое ателье по пошиву одежды. А вскоре после открытия была представлена первая коллекция под лейблом Christian Dior. Показ прошел 12 февраля 1947 года, в Парижской штаб-квартире новоиспеченной компании. Коллекция моментально получила отклик общественности. Ведь на показе дизайнер буквально шокировал публику, представив в сложное послевоенное время нарядные платья, на которые шло много ткани.
Расклешенные, длинные юбки и платья, подчеркивающие талию – из этого и состояла дебютная коллекция, под названием «La Ligne Corolie». Также отличительной чертой работ Диора было использование сдержанных и приглушенных цветов, таких как черный, коричневый, белый, бежевый, оттенки серого. Целью дизайнера было вернуть в моду роскошь и женственность прошлого, заставить женщин снова чувствовать себя красивыми. И он добился своего. Главная редакторка журнала «Harper’s Bazaar» Кармел Сноу восторженно откликнулась об увиденном:
«Это настоящая революция, дорогой Кристиан! У твоих платьев такой новый вид».
Именно эта фраза обеспечила дому Dior известность и дала название обновленному стилю. Сейчас «New Look» является главной ассоциацией с послевоенной модой и стилем сороковых.
После успеха New Look дизайнер не мог расслабиться и продолжал создавать оригинальные “костюмы”. Таким образом, осеннюю коллекцию 1948 пополнили платья с вышивкой. Дальше – роскошнее. В 1949 году была выпущена коллекция, вдохновленная римской мифологией. Представленные изделия были декорированы тканевыми лепестками, жемчугом, блестками и стразами. В этой коллекции было показано легендарное платье под названием «Junon» (Юнона), которое и по сей день является примером для модельеров.
Последующая коллекция была вдохновлена мужскими смокингами и выглядела немного скромнее. В Dior решили немного видоизменить стиль, но не отказались от акцентов на четкие контуры женской фигуры. Вообще, 50-е были важным периодом в истории модного дома. Хоть популярность и пришла к бренду с первой выпущенной коллекцией, по-настоящему нарицательной компания стала только к середине десятилетия. Когда модный дом начал производить сумки, обувь, косметику, парфюмерию и белье. Также Dior стал первым модным домом, который сочетал различные аксессуары со своими коллекциями одежды.
Ив Сен-Лоран (Yves Saint-Laurent)
В связи с расширениями забот стало еще больше, что заставило Кристиана нанять ассистента. Им стал Ив Сен-Лоран, который впоследствии привнесет в стиль модного дома некую непринужденность.
Фирменный знак Dior распространялся с неимоверной скоростью, завоевывая поклонников по всему миру. Казалось бы, что может заставить бренд остановится? Но неожиданная смерть основателя от сердечного приступа в 1957 году могла значительно всколыхнуть дом.
К счастью, за два года до смерти Кристиан Диор назначил своего ассистента приемником. И бразды правления достались двадцати однолетнему Ив Сен-Лорану. У юноши не было того опыта, что у Кристиана, но он умело сохранял творческое наследие Диора. Тем не менее первая коллекция приемника, под названием «Трапеции», немного отличалась от того что производили в Dior ранее. Ив Сен-Лоран предложил сделать одежду более свободной, представив новый трапециевидный силуэт, что делало платья более удобными в носке.
Чем больший успех был у коллекций Сен-Лорана, тем они становились смелее. Таким образом в 1960-ом он представил идеи, которые подверглись резкой критике. Инвесторы дома решили, что почерк молодого модельера слишком дерзкий и он вынужденно покинул пост, под предлогом призыва на военную службу.
Марк Боан (Marc Roger Maurice Louis Bohan)
После скоропостижного ухода Ив Сен-Лорана место креативного директора занял Марк Боан. Он, в отличии от предшественника, мягко трансформировал идеи Кристиана Диора, тем самым сохраняя канонический стиль Dior. Благодаря чему все больше знаменитостей интересовалось брендом. Среди постоянных клиенток были Софи Лорен, Марлен Дитрих и Грейс Келли. А когда в 1966 году Боан представил коллекцию, вдохновленную фильмом «Доктор Живаго», критики называли дизайнера чуть ли не спасителем марки.
Но спустя несколько лет инвесторам стало понятно, что стратегия модельера минимально видоизменять традиционный “диоровский” стиль и сдержанность Боана только тормозят бренд. Интерес публики угасал, а показы почти никто не посещая. И когда в 1985 году Бернар Арно стал управляющим Dior, он принял решение сменить креативного директора. В 1989 году Марк Боан покинул свой пост и его место занял Джанфранко Ферре.
Джанфранко Ферре (Gianfranco Ferre)
Ферре стал первым в истории бренда дизайнером не французом. Интересно, что модельеру итальянского происхождения предлагали должность креативного директора Dior дважды. Первый раз в 1986-м он отклонил предложение.
Во время дебютного показа Джанфранко Ферре представил свою концепцию стиля, которую можно описать словами «изысканный, сдержанный и строгий». Дизайнер сделал ставку на истинно французский шик, по-настоящему наследуя эстетику основателя. Мастерство Ферре отметили и критики – он стал первым итальянцем, который получил награду «Золотой наперсток».
Еще одним значительным вкладом в историю бренда, стало создание Джанфранко Ферре культовой сумки Lady Dior (которую назвали в честь принцессы Дианы). Не смотря на успехи модельера Б. Арно решил снова сменить креативного директора. Официальной версией было желание Ферре сосредоточится на работе собственной марки. Но дело в том, что в 80-х дом Dior вошел в состав холдинга LVMH (генеральным директором которого до сих пор является Бернар Арно) и, для того чтобы привлечь внимание к бренду руководители решили пригласить на пост творческого директора эпатажного Джона Гальяно.
Читайте также: История культовой сумки: Lady Dior
Джон Гальяно (John Galliano)
Молодой британец сразу же проявил свою экстравагантную натуру. Первая коллекция на посту главы модного дома открыла эпоху гламура и сексуальности. Гальяно использовал в коллекциях всевозможные элементы декора: бахрому, камни, оборки, ткань и так далее. А его показы можно было сравнить с театрализованными представлениями.
Интерес к бренду увеличивался, поэтому руководители дома закрывали глаза на то, что дизайнер превратил модное ателье в костюмное кабаре. Но, как говориться любому терпению приходит конец. Однажды, из-за своего пристрастия к алкоголю и наркотикам, дизайнер позволил себе публичные антисемитские высказывания. И в 2011-м Джон Гальяно со скандалом покинул пост креативного директора. Тем не менее за 14 лет работы Гальяно создал более 50-ти уникальных коллекций, подарив модницам 90-х платье-комбинацию и сумку-седло, которые были актуальны как никогда в 2018 году.
Билл Гейтен (Bill Gaytten)
Пост Гальяно временно занял Билл Гейтен, который ранее был заместителем Джона. Гейтен всего год пробыл у руля модного дома и представил две коллекции. Первая – получила в основном негативные отзывы, однако вторую коллекцию от кутюр приняли гораздо теплее.
Раф Симонс (Raf Simons)
Следующим, в 2012 году, возглавил модный дом Раф Симонс – полная противоположность Гальяно. До прихода в Dior Симонс славился минималистическим дизайном и острыми силуэтами. Эстетичные коллекции нового креативного директора прозвали «глотком свежего воздуха» и новой модой. Подтверждением этого стал рост продаж, который увеличился аж на 60%. Однако у Симонса был свой бренд и из-за нехватки времени он уволился в 2015 году.
После, недолго, брендом руководили Люси Мейер и Серж Руфье, но официально они не занимали главную должность. Поэтому для создания коллекции креативная команда осторожно развивала идеи Симонса. Можно сказать, что дует присматривал за модным домом до тех пор пока руководство не найдет подходящую кандидатуру.
Мария Грация Кьюри (Maria Grazia Chiuri)
И в 2016 году пост креативного директора модного дома заняла Мария Грация Кьюри. Впервые Dior возглавила женщина. Она сразу же заявила, что в истории бренда появится новая, более современная глава. В качестве потенциальной аудитории итальянка нацелилась на молодежь и в работах сделала акцент на повседневность. Тем самым пропагандируя образ изящной, но вместе с этим сильной, независимой женщины. Помимо, этого Мария старается обращаться к истории и использовать в своих коллекциях наследие предшественников.
Читайте также: Показ коллекции Christian Dior — Храм поэзии, открыл Неделю моды в Париже (фото и видео)
Мария Грация Кьюри по сей день возглавляет дом моды. Но ее часто критикуют за использование и обновление идей предшественников (например, возрождение сумки-седло). Поэтому возможно, в скором времени в модном доме Christian Dior снова измениться креативный директор?
Читайте также: Самый ожидаемый показ года! За что критикуют Кима Джонса?