Что значит для тебя творческая и коммерческая фотография? Что для тебя важнее? Они как то пересекаются, помогают друг другу?
Важнее творческая. Намного. Для меня это реализация верхнего треугольничка из «Пирамиды Маслоу» я очень любил Менеджмент в Университете МВД — средство самоактуализации.
А коммерческая фотография — это работа. Любимая работа, приносящая удовольствие. Концептуальная разница в наличии или отсутствии диктатуры автора. Коммерческая фотография — это всегда система компромиссов с заказчиком. Чем их больше, тем менее полноценный (в творческом плане, не в коммерческом) продукт получается на выходе. В итоге ловишь кайф от другого: например, от того, что выполняешь несвойственную тебе задачу классно и профессионально. Да и цели совершенно разные. Если у творческой (художественной) фотографии цель — психологический диалог со зрителем, то у коммерческой — манипулирование психологией зрителя.
Пересекаются же они постоянно, потому что зачастую это разный (и ментально, и технически) опыт, который можно активно применять и смешивать.
Я вижу , что ты проводишь много выставок, на которых презентуешь прежде всего конечно же творческие работы?
Конечно же -)
Выставки коммерческих направлений фотографии ввергают меня в легкий ступор. Кстати, не скажу, что выставок много всего 3 пока, потому что мне не все равно, где выставляться и на каких условиях. Да и скептически я к себе отношусь на данном этапе.
Творческая фотография — это только желание выразить себя, или она приносит и какую-то материальную выгоду? Работы с выставок продаются?
За рубежом продаются, в Украине практически нет. У нас не сформирован рынок продажи фотографий и публика просто не знает, сколько это реально стоит, ориентируясь на салонные картинки в молах. Профессия фото агентства, например, вообще в нашей стране отсутствует как класс.
До сих пор модный и пестуемый в народе тренд «Художник должен быть голодным» в Европе и Америке являлся бы нонсенсом и поводом для сарказма.
К тому же у нас повсеместное наплевательское отношение к авторскому праву, обесценено понятие интеллектуальной собственности. Психология «совка» как была, так и осталась без всяких изменений. Поэтому перспективы развития художественного рынка в Украине, мягко говоря, невнятные.
Художественная фотография вполне может приносить автору доход, и весьма немалый. Но на этот рынок (точно не в Украине) тоже нужно суметь выйти, требуется время и большие усилия.
Заканчивая мысль, скажу, что денежный вопрос в творческой фотографии естественно вторичен для любого нормального автора. Просто сильно смущают наивные сопли и идеализирование ситуации немалой частью публики. Мы живем в современных реалиях, и игнорировать этот факт глупо.
Какова главная цель проведения выставок?
Такая же, как у юноши, который, не удовлетворяясь журналами под кроватью, старается найти себе реальную девушку.
То есть, в случае фотографии, это стремление к полноценным отношениям со зрителем. Все же это принципиально другие ощущения, нежели «фотки» в интернете. Фотографии конечно нужно смотреть на бумаге в большом формате. Я сам стараюсь часто ходить на выставки.
Да и, по большому счету, выставка — логичное завершение любого творческого проекта.
Можешь описать рынок коммерческой фотографии, на котором работаешь?
Арт-календари, имиджевые съемки, частные заказчики, любые нестандартные проекты.
Я стараюсь продвигать себя в те области коммерческой фотографии, которые требуют от фотографа наивысшей квалификации.
Во-первых, так интереснее, Во-вторых, простите за банальность, но именно «квалифицированность труда» — основной инструмент конкуренции.
Для примера — попробуйте конкурировать в съемках фото на паспорт, визы и права. Однозначно выиграет тетка из 69 кабинета районного МВД. Гений, что тут скажешь.
Ты много проводишь мастер-классов, много общаешься с другими фотографами. Можешь ли охарактеризовать украинский рынок фотографии? Могу. Тотальный недостаток образования и, как следствие — профессионализма. Кстати, и на художественном поле, и на коммерческом.
Глобального мирового уровня фотообразование у нас в стране получить фактически негде. Именно поэтому в большинстве жанров мы делаем то, что на Западе делалось 20- 30 лет назад. В итоге мы мало кому интересны там. Невозможно делать что-то нетривиальное и новое, если ты не знаешь, что было сделано до тебя.
Плюс накладывается желание людей побыстрее заработать на своем хобби, что, конечно же, негативно сказывается и на них самих, и на украинской фотографии вообще. Это второй страшный бич в наших реалиях.
Насколько высок профессионализм фотографов и заказчиков?
В среднем крайне низок, как тех, так и других. Случаются исключения. Как любые исключения, они лишь подтверждают общее правило.
Каждый фотограф должен постоянно развиваться. В чем для тебя развитие?
Для меня — в понимании современной фотографии как искусства. Я считаю, что залог успеха сегодня — это знания. Не хочется цитировать Ленина, но…
К каким вершинам стремишься?
Хочется стать известным человеком именно в сегменте художественной фотографии. Что-то оставить после себя, как бы пафосно не звучало. Но прекрасно понимаю, что для этого нужно еще очень много учиться и работать.
Сейчас я только начал понимать, что хочется когда-то в будущем снимать.
Да забыл, ну и, конечно же, хочется научить фотографировать ту женщину из 69 кабинета МВД. Потомки будут вечно признательны.
Стремишься ли на Запад или тебе хватает работы здесь?
Работы мне хватает и здесь (хотя от заказов из-за границы я не отказываюсь). А вот в художественной фотографии стремлюсь, да. Там концептуально другая культура восприятия этого вида искусства.
Как вообще фотографу завить о себе?
Элементарно. Фотографировать интересно на интересную тему.
Какие шаги надо делать фотографу для продвижения?
Нужно четко понять для себя, какую нишу в фотографии ты хочешь занять. Потому что от этого сильно зависят инструменты продвижения. Без этого понимания вектора какое-то внятное движение невозможно. По физическим законам.
Ну а дальше уже нужно разговаривать более предметно.
Что посоветуешь фотографам для развития и продвижения на рынке?
В сегменте коммерческой фотографии — все адекватные маркетинговые ходы. Если кто-то «плавает» в этой области, имеет смысл сходить на лекции по маркетингу.
В сегменте художественной фотографии — ездить на известные фотофестивали и участвовать в платных портфолио-ревю, выбирая в ревьюеры известных кураторов,
владельцев галерей, фотоагентов. Также на Западе распространены так называемые «фоторезиденции» — это тоже может дать существенный толчок, если вас заметят и оценят.
К сожалению ответить на эти вопросы можно либо вот так, лаконично, либо написать сразу огромный трактат.
У тебя очень сложные по свету и технике съемки фотографии. Как ты достигаешь такого уровня?
Мне сильно повезло (уж не знаю, чем я заслужил), я понимаю свет на интуитивном уровне. Но, все равно, это большой труд и много-много съемок, — других рецептов не существует.
Плюс умение смотреть на мир как фотограф. Это тренируется и развивается. Представьте, будто у вас не глаза, а окуляр объектива. Все свои приемы и умение управлять светом я взял из анализа реального мира, который каждый день вижу вокруг себя.
Правда есть минус — потом крайне тяжело перейти в режим существования нормального человека -)
Простой пример: я не сморю кино, я весь фильм смотрю «как светят» и постоянно «залипаю» на каких-то моментах.
Какая у тебя студия?
В последнее время, я фотографирую в студии крайне редко, предпочитаю искать уникальные локации и сюжеты.
Что не мешает мне постоянно пользоваться огромным количеством осветительного оборудования. Какой свет используешь?
В работе самый разнообразный, всего не перечислишь, потому что я много где снимаю.
Если говорить про мой личный свет, то у меня есть импульсные так и постоянку – люблю Dedolight.
Универсального осветительного оборудования не существует к огромному сожалению. Каждый свет решает свою конкретную, локальную задачу.
Да, совсем забыл про такую мелочь как Солнце. Его я тоже использую, хотя не мешало бы доработать прибор.
Какие светоформирующие насадки используешь чаще всего?
Я люблю четкие световые рисунки в кадре, когда свет — не количественная, а качественная характеристика. Потому чаще всего использую жесткие насадки — рефлекторы, тубусы.
Но все зависит от типа съемки, — я умею пользоваться любыми типами насадок.
Какой вообще идеальный набор оборудования для студии?
Идеально для меня или идеально для студии как бизнеса?
Для меня идеально, когда есть импульсные, постоянные, генераторные приборы на выбор, с любыми типами насадок, в любом количестве. Я очень требователен к свету. Это недостижимый идеал, арендные студии в Киеве никогда не имеют достаточное количество оборудования.
Также в студии на полках должны лежать модели-визажисты-парикмахеры-дизайнеры- ассистенты в ассортименте на выбор. С охранными бирками, чтобы не вынесли.
Сколько источников света должно быть в студии?
4 по умолчанию в зале, плюс возможность увеличить хотя бы до 8 по требованию у администратора.
Сколько обычно используешь?
От 1 до 10-12, в зависимости от сюжета. При этом все 12 могут светить на пространство «по сюжету», и ни одна напрямую на модель/актера.
Можешь описать основные правила Олега Кушнира по постановке света?
Не могу, потому что свои учебные лекции по свету я начинаю с фразы: «Правил и схем не существует».
Опиши свою логику светового решения?
Та же проблема. Единственная логика — соответствие сюжету. Свет есть инструмент, а не самоцель. Я очень люблю сложный, глубокий арт-свет, но это всегда лишь «напильник», которым я пользуюсь во имя чего-то.
В каждом конкретном снимке логика светового решения будет разной. Важнее само понимание света и умение управлять им осознанно.
Сколько человек входит в твою команду?
Все зависит от задач — моя команда лучшие друзья до 10 человек можно собрать. Порой процесс создания фотографии интимный, что идеальные условия: тет-а-тет с актером (актерами).
Как ищешь и взаимодействуешь с визажистами и стилистами?
С ними, как и с любыми людьми в команде, я сотрудничаю только на условии, что мы снимаем именно фотографию. То есть не портфолио модели, визажиста, стилиста, дизайнера и тд. Фотографию.
Начинающим моя философия, как правило, не интересна, а вот уже состоявшимся художникам, которым осточертели съемки популярного в Мире тренда «Голова в макияже» — наоборот.
Что по твоему идеальная модель?
Это актер. Точнее Актер.
Какая схема взаимодействия должна быть между фотографом и моделью?
Должен быть полный комфорт во взаимоотношениях — вот и вся схема.
Хорошее позирование, эмоции, работа модели — это задача фотографа или модели?
Задача фотографа — полностью описать и рассказать модели сюжет и историю в кадре. То есть фотограф должен выполнить работу сценариста, режиссера, а главное рассказчика и психолога.
А вот позирование, эмоции и работа — это полностью зона ответственности модели.
Ограничиваешь модель или даешь ей волю?
Внутри той самой истории, которую я рассказал, полный карт бланш. Модель должна быть творческой единицей, все разговоры про «мясо» — просто профессиональный стеб.
Откуда ты берешь идеи для съемки?
Раньше я просто работал «от места», сочиняя сюжет на ходу. Сейчас мне этого мало, и идеи образуются из сочетания знаний, насмотренности, образования, эрудиции, каких-то переживаний, мыслей, чувств.
Какой я простой рецепт выдал, да?
Рисуешь ли эскизы перед съемкой?
Каждый образ — это продуманная картинка или импровизация, какова доля того и другого?
Наверное 75 на 25 приблизительно.
Откуда черпаешь вдохновение?
Из изучения творчества известных мировых фотографов прошлого и современности.
Мне нравится впитывать различные образы, философию, образ мышления — это сильно обогащает и заряжает.
У тебя на фотографиях много интересных «локейшн». Как ты их находишь?
Всех спасет Google!
Ищешь заранее или по ходу съемки?
В основном заранее. Но иногда очень интересно найти сюжет «из ничего». В месте, в котором большинство людей даже не задумались бы о съемке. Мне вообще иногда нравится понятие «сверхзадачи» — стимулирует -)
Наркотиками я не балуюсь, приходится вот так выходить из ситуации.
Творчество каких фотографов для тебя образец, и чье творчество не приемлешь?
Ни того, ни другого для меня не существует.
Образец — это замыкание на каком-то образе, который уже случился. Что есть вторичность.
Категорически не принимать что-то — ограниченность и зашоренность.
Вам не может нравится все на свете — это было бы безумием или же лицемерием. Однако понятия «нравится» и «интересно» — суть совсем разные вещи. Мой круг «интересно» очень широк…
На сегодняшний день мои два самых любимых автора: Helmut Newton, Peter Lindbergh, Elliott Erwitt, Gregory Crewdson. Совершенно разные, кстати.
На что ты обращаешь внимание, когда проводишь съемку?
На идею, сюжет, историю, оригинальность, постановку, пластику, мимику, психологию, эмоциональную составляющую, свет, композицию, графичность, визуальный язык. Это был еще один простой совет.
Какова доля постобработки в твоих фотографиях? Стремишься ли ты доводить до идеала снимки в процессе съемки или доводишь их потом в Фотошопе?
Скажем так, Фотошоп — великолепный творческий инструмент, которым грех не пользоваться. Но от съемки я получаю гораздо больше удовольствия. А потому всегда стараюсь сделать снимок, максимально приближенный к конечному результату.
Однако есть масса вещей, которые физически по тем или иным причинам сфотографировать невозможно — тут поможет Фотошоп, и это здорово!
Ты сам обрабатываешь свои фото?
Да, потому что занимаюсь не ретушью, а художественной обработкой, но и есть команда.
«Ретушер-телепат» спас бы меня, но такая профессия (как и «фотоагент») в Украине отсутствует.
И наконец последний вопрос. Что для тебя идеальная фотография?
Сочетание «как» и «о чем» в одном флаконе. Поэзия.