Известный дизайнер, модный реформатор, создатель бренда IDOL –он начинал творить еще на заре формирования украинской fashion-индустрии. Его костюмы знают и любят клиенты с разных уголков мира, а его комфортные маскулинные  модели пользуются большим спросом не только среди мужчин, но и у женщин.

К сожалению, карантинные ограничения дают о себе знать, поэтому мы не смогли встретиться с дизайнером лично, но благодаря цифровым технологиям нам таки удалось побеседовать с модельером и больше узнать о его пути в модной индустрии, а также выведать некоторые планы на будущее, которыми, кстати, он не любит делиться. Итак, знакомьтесь – Серж Смолин!

«Моя история началась с того, что когда я еще учился на 5-ом курсе Академии легкой промышленности и писал дипломную работу, мне уже предложили место в доме моды Ольга и Симонов. Еще со школы я абсолютно четко понимал, что моя профессия и моя жизнь – это создание одежды,  творчество и красота, поэтому, конечно же, я сразу же окунулся с головой в эту работу. Ведь это та стихия, которая мне безумно нравилась. Эмоция создания чего-то прекрасного, исполнения мечты и погружение в творчество перебила сосредоточенность на написании диплома. Я написал его буквально за неделю и защитил, но я уже был полностью одержим мыслями о том, что занимаюсь своим делом, создаю красоту и нахожусь совершенно на другом этапе, чем мои сокурсники.

В доме моды Olga & Simonov я проработал с 1994 по 2001 год – полных 7 лет. За это время у меня уже появился достаточный багаж знаний, умений. Поэтому в самой профессии ничего нового или сложного для меня не было: мы делали коллекции, показы, представляли их не только в Украине, но и на европейских неделях моды. Эта кухня для меня была полностью знакома, я находился в своей естественной среде. После работы с Ольгой меня пригласили в Париж, где мне предложили годовой контракт. В то время итальянцы и  французы разыскивали молодых энергичных людей для работы, которые бы курировали отшив их коллекций либо у них на родине, либо в странах третьего мира, таких как Лаос, Вьетнам и т.д. Я работал во французском бренде Ette, который специализировался на изготовлении женской верхней одежды. Там эту индустрию я изучил со стороны масс-пошива, а не высокой моды(haute couture), как это было в предыдущем модном доме.

Только после окончания контракта я задумался о том, что пора бы уже сделать что-то свое. Конечно,  были моменты, когда я о чем-то переживал, но это естественно, ведь до того я не имел опыта построения личного предприятия, решения некоторых организационных вопросов, касающихся юридического и фактического оформления бренда, работы с налоговой системой и всем, что с этим связанно. Но такие переживания были только на первом этапе. Как только ты окунаешься в эту работу, очень скоро все становится понятным и все тревоги развеиваются. У меня всегда все было легально –  плачу все налоги, все взносы в пенсионный фонд, социальные и военные сборы – ежемесячно за каждого сотрудника, и за себя в том числе. На сегодняшний день для меня уже не страшно ничего!»

 — Расскажите подробнее о своем бренде, его философии и о том, как вы шьете и представляете коллекции IDOL (IDoL)?

Честно говоря, я никогда не заморачивался над наименованием бренда. В общем-то, я и сам знал, что это формула (название) однажды само придет ко мне: оно должно прийти свыше и тогда я пойму, что это – именно то, что нужно. Как-то раз вечером я просто сидел перед телевизором, приготовил ужин и наслаждался моментом, а в это время сбоку лежал лист бумаги и ручка. Я не особо осознанно что-то там записывал,  возил ручкой по бумаге, не сильно задумываясь о смысле. А в итоге в какой-то момент я взглянул и понял: «Вот оно! Оно само написалось!». То есть кто-то сделал это за меня! Все было очень легко и непринужденно, что полностью соответствует моему жизненному принципу — «Жить надо легко!». Если следовать такому девизу, то и даваться все тебе тоже будет легко. Вот так у меня всегда все и происходит.  Я ни на секунду, ни на минуту не страдаю, не мучаюсь. Я творю! Как художник я, конечно же, могу и имею право сомневаться. Но в такие моменты я всегда задаю себе вопрос: « А как бы это сделал бы Диор, как бы в подобной ситуации поступила Шанель?». Я общаюсь с теми, кто уже «прожил» эту профессию, но делаю это виртуально – всегда сам нахожу ответы на свои вопросы.  Я пытаюсь понять принципы работы, действий и это способствует тому, что я создаю свою одежду легко. Соответственно, клиент, который надевает мои изделия, чувствует ту энергетику, что я вкладываю в свою работу, и носит всегда то, что  я делаю, с радостью и непринужденно. В то же время, я никогда никого не копирую. Это удел слабых…

Именно по такому же принципу была  создана и первая коллекция IDoL, представлена в 2007 году – году создания бренда– на показе Украинской неделе моды. Всего на Ukrainian fashion week я презентовал 25 своих коллекций, последняя из которых вышла в начале прошлого года. Одна коллекция включает в среднем 75 предметов одежды, на ее создание уходит приблизительно 1 месяц. После этого начинается подготовка к показу, над которой мы всегда работаем вместе с прекрасным стилистом Кириллом Савченко. Он смотрит на коллекцию и его видение комбинаций внутри линейки часто отличается от моего, но я даже не возражаю, потому что  по-настоящему восторгаюсь тем, как он делает свою работу!

Стилист Кирилл Савченко
Стилист Кирилл Савченко

Еще одним важным человеком, с которым мы вместе работаем над подготовкой и презентацией коллекций, является мой партнер Серж Пайе. Он занимается режиссурой и съемками кампейнов для бренда, отвечает за художественную выразительность, концепцию, образ и драматургию, а его коллажи мы используем как принты на футболках.

Серж Пайе (слева) и Серж Смолин (справа)
Серж Пайе (слева) и Серж Смолин (справа)

Если же говорить о дополнениях к образам, которые мы создаем, всю одежду на показах я предпочитаю комбинировать с кроссовками New Balance. Философия этого бренда полностью совпадает с моим принципом «Жить надо легко», в их обуви удобнее, чем босиком.

В 2019 году я представил первую eco-коллекцию «Save the Planet», основой которой стали универсальные легкие travel-костюмы. В последующих работах я планирую продолжать и развивать это направление, ведь мы обязаны сделать все, чтобы и самим жить в здоровом окружении, и чтобы наши дети жили соответственной среде.

Если же говорить о ДНК IDoL, форма и крой, детали и отделка, пропорции, цветовая гамма и ткани, а главное – стиль, манера подачи – все это является отличительными чертами моей одежды. Я люблю работать с натуральной шерстью, кашемиром, викуньей, шелком, а вот деним и дешевый хлопок я не очень люблю. Мне нравятся дорогие благородные материалы, а вот последние к ним как раз и не относятся.  Моя эстетика – это ДЕРЗОСТЬ и ЭЛЕГАНТНОСТЬ.

— Как бы вы сказали, какие отличительные черты свойственны вашим работам?

Я всегда преследую художественную выразительность коллекции. Это очень понятный термин, который определяет суть любого произведения.  Каждая работа должна нести месседж. Это не набор платьев, юбок, штанов или пальто. Это – не коллекция. Художественная выразительность – это та ведущая ниточка, за которой и следует клиент. Люди покупают эмоцию, а не конкретную вещь. Поэтому этот аспект является ключевым в определении успешности конкретного показа и бренда в целом.

Коллекция одежды" Форма для бизнес-авиации"
Коллекция одежды» Форма для бизнес-авиации»

— А кто является вашей главной целевой аудиторией?

Молодые бизнесмены (30+). Любой клиент на вес золота, поэтому неважно, откуда он или какого возраста. Но вот если говорить о некоторых аспектах работы с зарубежными клиентами, мне нравится шить на Америку, причем индивидуально. Мы договариваемся о видеоконференции, я смотрю и понимаю комплекцию фигуры, потом мне присылают мерки.

Вообще, нужно понимать, что мир моды сильно изменился за последнее время. Раньше была четкая граница между женской и мужской одеждой. Это было два разных бизнеса. Но так было в ХХ веке. Мы уже 20 лет, как перешагнули в новое столетие. Планета изменилась, энергетика изменилась. Дети, которые рождаются в ХХI веке, уже взрослые, абсолютно сформировавшиеся члены общества. У них совершенно другое мышление. Это новое поколение. И я, будучи современным человеком, который живет в XXI веке, а не застрял где-то в прошлом столетии, понимаю и принимаю эти тенденции настоящего. Уже нет четких гендерных отличий в одежде. На планете большая часть жителей – это молодежь, у которой граница между «мужским» и «женским» практически полностью стерлась. Поэтому я создаю одежду, которая соответствует запросам современного поколения – главной целевой аудитории.

— Повлияла ли пандемия на вашу работу?

Конечно!  Она повлияла на весь мир, в том числе и на мой бренд. Я принял решение оптимизировать производство и, соответственно, количество сотрудников (в отношении к тому, как изменилось количество заказов). Но, тем не менее, мы не останавливали свою работу. В начале карантина мы доделывали еще предыдущие заказы, а потом поступали следующие, которые также нужно было выполнить. В нашем государстве налоги, к сожалению, никто не отменял. Я не мог допустить закрытия или «ничего не делания». Пусть даже не надеются, мы будем работать! Во что бы то ни стало!

С другой стороны, наверное, в бешенном XXI веке нам всем был нужен этот передых. Просто так ничего не происходит. Мы слишком закрутили гайки. Мы слишком  увеличили темпы. Природа этого не выдерживает. Поэтому всем была дана такая ситуация. Это правильно. Подобные обстоятельства происходят для того, чтобы почистить наши мозги, почистить наши ряды (как цинично это бы не звучало!), значит заслужили.

— Серж, как вы думаете, что нужно для того, чтобы удержаться и не утратить популярности в такое непростое время?

Как вы сами подметили, мы действительно живем в очень непростое время, когда почти что ежеминутно появляется куча разных дизайнеров, молодых или не очень. Но точно также большинство из них куда-то исчезает. Удерживаются только самые-самые талантливые, наиболее интересные.  Мир постоянно меняется, никто не знает, как повернется ситуация спустя некоторое время. Никто же не знает, что нас ожидает завтра, куда мы придем, и что будет с модой. В любом случае, заниматься своим делом нужно с открытым сердцем и с любовью. Только тогда можно достичь успеха. А популярность – очень эфемерное понятие: она сегодня есть, а завтра ее нет.  Поэтому известным молодым дизайнерам нужно поработать еще 20-30 лет для того, чтобы укорениться так, как прежде известные дома и люди, которые всю свою жизнь положили в эту профессию. Сейчас их работы покупают, но надолго ли это?

Если мастер останавливается, о нем забывают, поэтому просто нужно продолжать работать и идти вперед, несмотря на все препятствия.

— Поделитесь своими планами и целями с нашими читателями?

Я не люблю делиться своими планами. Только насмешу Бога. Хотя одно таки скажу: работать я не перестану. А все остальное – поживем-увидим!

Целую крепко, ваш Серж Смолин!

От себя добавим, что Серж Смолин – один из тех людей, благодаря которым украинская fashion-индустрия не стоит на месте, а наших дизайнеров знают и уважают во всем мире. Так что искренне благодарим вас, Серж, за теплую беседу. Желаем вам творческого вдохновения и продуктивной работы!