Женское нижнее белье принято считать чем-то большим чем просто элемент одежды. Его воспринимают как часть женской сексуальности и самолюбия. А различные коучи по мотивации, принятия и любви себя советуют начать именно с него. Мол, красивое и удобное белье влияет на уверенность. Но всегда ли так было? Ведь сейчас многие девушки сознательно отказываются носить бюстгальтеры. Мы решили проанализировать «эволюцию» исподнего и разобраться какую роль, на самом деле, этот элемент одежды играл роль в жизни прекрасных дам. Что из этого вышло, читайте далее. Только помните — многие разновидности белья (например, панталоны и бюстгальтеры) развивались параллельно.

Набедренные повязки на древних фресках

Начало

Люди начали носить одежду еще с незапамятных времен. И долгое время полноценный наряд состоял из одной вещи – набедренной повязки (схенти) – которую считают первым бельем. Повязки носили во всех теплых континентах десятки тысяч лет назад. И хотя эта одежда не была похожа на то нижнее белье, что мы привыкли видеть в жизни или в исторической литературе, мы не можем не упомянуть о ней. Ведь еще в Древнем Египте набедренные повязки немного трансформировались под женщин. К нижней части добавилась верхняя – строфион. Это была узкая полоска из кожи, которая завязывалась под грудью. И вот строфион очень похож на современный бюстгальтер.

А теперь перейдем к более привычным нам элементам белья!

Корсеты

Любой разговор о истории белья начинается с корсетов. Поэтому приступим! Первые упоминания о корсетах датируются 1300 годами. Но популярность, утягивающий элемент обрел примерно через 200 лет. Когда Екатерина Медичи (прим. королева Франции с 1547 по 1559 и супруга Генриха II) в XVI веке начала носить корсеты, создавая моду при дворе. Женщины настолько сильно стремились к идеалу, что к 1700 году корсеты стали массовым элементом и одной из главных вещей в гардеробе. Причиной большой любви к корсетам были далеко не сексуальные намеренья или мазохизм. Корсеты постепенно ставали неотъемлемой частью платьев.

Фото: Екатерина Медичи
Екатерина Медичи

Вскоре, в 1820-1850-е, предназначение корсетов изменилось. Теперь они формировали и корректировала форму тела. Причем корректировала не с учетом анатомических особенностей женского тела, а опираясь на моду. В это время «трендом» считали силуэт песочных часов. Поэтому модницы утягивали себя до предела настолько сильно что сжимались все внутренние органы. И да, истории про деформацию органов и грудной клетки правдивы. Остается только догадываться как девушкам удавалось дышать.

Фото: Деформация органов из-за корсетов
Деформация органов из-за корсетов

Из чего же изготовляли корсеты? Ведь утянуть тело настолько сильно чтобы изменилось расположение костей трудно, а значит и ткань должна быть очень плотной. В XIX веке производители корсетов использовали китовый ус или его кости. И стальные обручи для кринолинов, которые тоже были неотъемлемой частью наряда. Хоть кринолины не относятся к нижнему белью, они отыграли важную роль в истории костюмов и моды в целом. Если говорить о влиянии металлических колец на корсеты, то это отражалось на длине и функциональности. Если в начале 1800-х задачей корсета было выделить талию и приподнять грудь, то после отказа от кринолинов длина утягивающей конструкции увеличилась. И теперь корсеты были своеобразной частью юбки, создавая объем бедер. Как правило корсеты носили поверх исподнего платья.

Нижние платья и пеньюары

С XVIII века нижнее белье развивалось в двух направлениях. Первое – твердое – это корсеты о которых мы говорили выше и плотные бюстгальтеры в ближайшем будущем. А второе наплавление развивалась в пользу мягкого белья. Так называли нижний слой одежды, который надевали под корсет. Он представлял собою незамысловатые рубахи или платья. Их женщины надевали на голое тело. Что касается используемых материалов, то разные источники говорят о разных тканях, иногда противореча друг другу. Но, зная какие легкие ткани в то время производили чаще, можно предположить, что для пошива нижних платьев в основном использовали сырье на льняной и хлопчатобумажной основе. Это могли быть муслин, батист и шелк.

Интересный факт: Чулки, как часть нижнего белья, появились в арсенале модниц и модников впервые в XVI веке. На пике популярности были белоснежные флорентийские.
Примерно в этот период появились и первые кружева. Их не вязали, а шили иглой. Самыми ценными и прославленными были венецианские кружева, секрет производства которых мастерицы тщательно скрывали.

Одежда для сна особо не отличалась от белья. Это также были свободные платья, только с небольшими различиями. Платья для сна были длиннее (что очевидно, ведь днем поверх белья надевали основное платья, а в нескольких слоях юбки легко запутаться) и часто были декорированы различными кружевами. Укорачивать ночную рубашку стали только к XIX веку, что и стало прототипом современных пеньюаров.

Панталоны и трусы

О, все мы слышали о панталонах. Часто, очень свободное белье в шутку называют «бабушкиными панталонами». Хоть, чаще всего, шутники никогда не видели этот элемент одежды – они правы. Ведь современные трусы появились именно благодаря панталонам. Но обо всем по порядку.

Первые упоминания о панталонах датируются 1640-выми. И носили их преимущественно мужчины или куртизанки. Точно не известно, когда женщины начали перенимать в свои гардеробы подобное белье. Потому что происходило это постепенно и по необходимости. Когда модные платья начинали менять свою форму и длину, появилась потребность в более комфортном низе. К тому же, это была настоящая находка для любительниц верховой езды. Однако девушки консервативных взглядов долго игнорировали панталоны и не принимали новой моды. Потому что ассоциация с куртизанками была очень велика — они просто не хотели портить репутацию. Но в начале XIX века все изменилось. Трудно поверить, но панталоны начали считать очень сексуальными и женщины начали их покупать, чтобы привлекать внимание мужа, демонстрируя красивы ножки.

Существует легенда, что вышеупомянутая Екатерина Медичи первой додумалась соблазнить мужа оголяя ноги. Ведь, согласно историческим рассказам, королева не была красавицей. Но это лишь легенда и подтверждений ношения панталонов Екатериной очень мало.

Так как же выглядело белье, которое сводила с ума мужчин Викторианской эпохи? Это были своеобразные штаны, длиною до лодыжки – в последствии они укоротились до средины икры, отделанные кружевом. Их особенность были раздельные штанины. То есть их не сшивали на уровне промежности (чтобы понять, как это выглядело: можно представить, как бы порвались джинсы если бы в них сели на шпагат). Делалось это для удобства и гигиеничности. Так как одежды носили несколько слоев, а корсеты фиксировали панталоны на теле, такие штанины позволяли удовлетворить естественные потребности, не раздеваясь полностью и без посторонней помощи.

К слову, когда к концу XIX века женщины придумывали сшивать штанины их осудили за распущенность нравов.

Укорачивались платья – укорачивались и панталоны. До тех пор, пока производители и законодатели моды не пересмотрели восприятие нижнего белья. И снова, за вдохновением они отправились в мужской гардероб. Ведь они давно носили трусы, похожие на купальные, из трикотажа. Единственным камнем преткновения было общественное восприятие — снова были велики шансы осуждения женщин в фривольности. Но в послевоенное время (1930-е) были другие проблемы, и модельеры рискнули.

Первой, кто предложил шить короткие обтягивающие труси из трикотажа, была Коко Шанель. Но настоящий прорыв случился только в 1946 году. Когда дом Christian Dior представил откровенный купальник с мини-трусиками. С этого момента женщины, которые вкусили чувство свободы и равноправия, пересмотрели отношение к белью и решили, что удобство превыше всего.

Фото: Купальник 1946 года от Dior
Купальник 1946 года

Первые бра

Как говориться, красота(мода) требует жертв. И девушки приносили в жертву свое здоровье на протяжении нескольких столетий. Все-таки у женщин железные нервы. Измученные бесконечными утягиваниями женщины просто мечтали об удобной одежде. Этот настрой был и у Мэри Фелпс Джекобс (известная как Каресс Кросби) – светской львицы, которая придумала бюстгальтер в 1910 году. И по традиции, изобретение было случайно.

Мэри Джекобс готовилась к балу дебютанток и хотела надеть полупрозрачное платье, под которым спрятать громоздкий корсет было невозможно. Девушка сравнивала его с ящиком обмундирования. И тогда 19-летняя модница попросила у горничной два носовых платка, ленту и принадлежности для шитья. Весь этот незамысловатый набор превратился в конструкцию, которая повязывается вокруг шеи и поддерживает грудь. Мэри была довольна своей работой и на балу собирала комплименты. Спустя четыре года она получила патент на свое изобретение. По началу, бюстгальтеры не пользовались популярностью и Мэри Фелпс Джекобс продала патент известной компании, специализирующейся на продаже корсетов. Они-то и сделали инновацию массовой.

Фото: первый бюстгальтер
Бюстгальтер придуманный Мэри Фелпс Джекобс

Популярность бюстгальтеров увеличивается и начинают появляться разные вариации. В 1922 году российская эмигрантка усовершенствовала бра, предложив чашечки и эластичные бретельки.

Эксперименты с бельем

Нижнее белье прошло через множество трансформаций и, казалось бы, нас все устраивает, но модельеры до сих пор продолжают экспериментировать. Некоторые идеи очень даже ничего, а для описания некоторых не хватит и словарного запаса. Рассмотрим несколько.

Самым удачным экспериментом можно назвать комбинацию. Эта ночная сорочка появилась при соединении ночной рубашки с панталонами. Как раз в то время, когда они набирали популярности. Так как панталоны считались очень соблазнительными комбинацию приняли очень тепло. Ведь внешне новинка не сильно отличалась.

А самым обсуждаемым и не носибельным считается «бюстгальтер-пуля», который предпочитала Мерлин Монро. Популярность «пули» была в 40-50-х годах. Вовремя Второй мировой войны красавицы таким образом преободряли солдат, а после Альфред Хичкок начал использовать образ опасных героинь в своих фильмах. Естественно, девушкам подобный визуал понравился, и они взяли на заметку необычное белье. Некоторым модницам для того чтобы конусообразные чашечки держали форму приходилось напихивать их разной тканью. Из-за непрактичности мода не задержалась надолго.

В 90-х Жан-Поль Готье изготовил для Мадонны подобный «пуле» образ. Но повторной популярности белье не получило. Зато в ходе обсуждения такого провокативного образа общественность и пришла к выводу о том, что «нижнее белье это часть женского самолюбия».

А как Вы считаете: белье влияет на самооценку или это всего лишь мнение, навязанное маркетологами?