Украинский модельер, режиссер и стилист популярных телевизионных шоу Алексей Залевский в эксклюзивном интервью для «Absurdu.net» рассказывает о своей работе, предыдущих и будущих проектах, о конфликте с организаторами Ukrainian Fashion Week, а также критикует современный кинематограф, и, конечно же, делится некоторыми подробностями личной жизни! И, несмотря на то, что он все еще не преодолел тяжелые последствия коронавируса, и во время беседы ему приходилось делать перерывы, чтобы подышать кислородным аппаратом, в разговоре мы смогли обсудить немало интересных вопросов.
Истоки украинской моды, авангардизм и борьба за мировое признание – главные ассоциации, возникающие, когда речь заходит о дизайнерах, начавших свой путь в период формирования независимого государства. Некоторые из них, между прочим, работают в этой индустрии (только вдумайтесь!) уже больше 25 лет!
Одним из таких талантливых представителей отечественной fashion-индустрии является модельер, стилист, режиссер-постановщик и саунд-продюсер Алексей Залевский. После того, как осенью 1994 он представил на киевском фестивале моды одну из самых первых своих коллекций, об этом молодом дизайнере заговорили все!
В 1997 году он презентовал свою коллекцию в рамках Ukrainian Fashion Week. С того момента его популярность стала стремительно расти: Алексея начали приглашать на различные телевизионные проекты, в жюри модных конкурсов, и даже наградили национальной премией «Киевская пектораль». Но в последнее время мы мало слышали о дизайнере и его одноименном бренде. У многих возник вопрос: «Куда пропал Залевский?».
А Залевский то вовсе и не пропал, а сосредоточился на другом, хотя и не новом для него, занятии — съемке кино.
— Алексей, расскажите о начале вашей режиссерской деятельности. Когда и как вы поняли, что хотите работать именно в таком направлении?
Как бы странно это не звучало, но я еще с детства хотел быть режиссером. В раннем возрасте я уже был актером в кукольной студии «Барвінок». Там я и узнал, что такое «сверхзадача», «подтекст», «текст», сценарий», «техника речи», «вокальное мастерство» и т.д. Снами работали по-взрослому. Именно тогда я и понял, чем хочу заниматься в будущем. Поэтому после 8-го класса (тогда так можно было) я решил поступить в Одесское театрально-художественное училище. Но, честно говоря, я не верил, что когда-нибудь сниму свой фильм, ведь я стал на путь режиссера как раз в период развала Советского Союза. В Украине не было даже профессионального оборудования, не говоря уже о качественном отечественном кино.
Первой моей работой в качестве режиссера-постановщика был fashion-проект «Черная Жемчужина» — ежегодная Всеукраинская церемония вручения одноименной премии. Немного позже я уже ставил фестиваль моды «Киевский подиум», на который приехал известный дизайнер Paco Rabbane. После этого я также начал работу над телепроектами: «Зірка + зірка 2» на 1+1 (как генеральный режиссер) – Леонид Агутин, Анастасия Стоцкая, Стас Костюшкин, Ольга Полякова, Лайма Вайкуле, Андрей Данилко, Потап и т.д., «Кто против блондинок?», «Зроби мені смішно» (на Новом канале) (как режиссер-постановщик).
Уже спустя годы я понял, что хочу снять свое кино…
— И вам таки это удалось. Первая ваша режиссерская работа, фильм «Z JOKE», была в жанре детективного мюзикла. Почему вы выбрали именно такое направление?
Дело в том, что я хотел сделать что-то новое, интересный отечественный продукт. К сожалению, оказалось, что никто «нового», «интересного» не оценил. Мюзиклы – это отдельный, действительно, непростой жанр. Ни один диалог, не одна история не может конкурировать с сильной музыкой. А в этом фильме была как раз именно такая сильная музыка: мы купили права у «Агаты Кристи», перевели их на английский язык и переделали в разных стилях (оперный, попсовый и т.д.). В результате вышло так, что композиции сами по себе очень сильные и те номера, которые есть в фильме, тоже очень сильные. На фоне ярких мощных элементов сама история просела, но не потому, что она плохая, а просто из-за неспособности конкурирования с музыкой. Но это я уже потом понял.
После первого фильма «Z JOKE» я себе поклялся, что больше кино снимать не буду. Проект был очень затратным, не только в финансовом плане, но также ушло слишком много сил и энергии, при этом не дал практически никакого «выхлопа». Мне за этот фильм не стыдно, наоборот, я считаю, что он прекрасен. Просто сложилось так, что он не принес ожидаемого успеха. Картина получилась и не фестивальной (арт-хаусной), и не мейнстримной, что, наверное, и стало одной из причин ее «непонимания».
В то же время, некий успех она все же имела — мы участвовали в Шанхайском кинофестивале, кинофестивале класса А: фильм попал не в конкурсную программу, а в панораму (в ней представлены новости мирового кино), где на ряду с нами шли также «Трансформеры», «Выживут только любовники» и т.д. Это очень престижное мероприятие, но в Украине оно, к сожалению, не воспринимается. Кроме того, картина получила 2 награды на Лондонском кинофестивале – за «лучший саундтрек» и «лучшего режиссера», но, опять же, в нашей стране это не имеет особого значения.
— А второй ваш фильм имел больший успех?
Второй мой фильм, полнометражный, «Хороший художник – мертвый художник» полностью отображает мое, авторское, видение. Я хотел показать определенную историю, а не вписаться в рамки современного фестивального кино.
Финальный монолог, ради которого задумывалась и вся эта картина, полностью отражает главную идею – кем мы останемся в истории? Я называю это «Гамлетом нашего времени». Мы живем в то время, когда не достаточно лишь быть талантливым, нужно уметь еще и правильно себя распиарить, навести шума вокруг определенного события. Сейчас искусство не является самоценным. Оно само по себе больше никому не нужно.
Тарантино когда то сказал: «Большие идеи портят кино. Если ты снимаешь кино о том, что война — это плохо, то зачем тогда вообще делать кино? Напишите транспарант «Война – это плохо». В фильме должна быть идея, из которой каждый вынесет что-то свое».
То, что этот фильм многих заставляет задуматься, переосмыслить некоторые понятия, я считаю успехом. Когда зрители выходят из кинотеатра молча, пытаясь осознать авторскую идею, а не сразу звонят кому-то или тут же начинают заниматься своими делами, значит я, как режиссер, достиг своей цели. Некоторые затронутые в фильме темы неприлично обсуждать в социуме. Поэтому если зритель задумывается и, возможно, по-другому начинает смотреть на какие-то вещи, моя цель достигнута. У меня задача, чтобы мое кино посмотрели и через 10 лет, при этом оно не утратило своей актуальности.
— Я знаю, что сейчас вы работаете уже над новым проектом. Расскажите немного об этом. Как вы считаете, он сможет стать успешнее, чем предыдущие?
Хороший вопрос (смеется). Скорее всего, нет.
Мой новый проект – кино в жанре фэнтези, в котором принимают участие три актера из Европы (главный — англичанин Тоби Дэвис) и трое – из Украины. Фильм выйдет на английском языке. Он объединяет в себе характерные черты фантасмагории и философской притчи, по стилю напоминает сериал «Черное зеркало».
Из-за коронавируса все планы, графики рухнули, кино больше года уже лежит на полке, поэтому я пока не могу сказать, когда выйдет релиз. И хоть мы ориентируемся на разноплановую аудиторию, которая любит авторское интеллектуальное кино, но в то же время сильно сомневаюсь, что эта работа будет успешнее предыдущих. Учитывая ситуацию в сфере кинематографа, а также экономическое положение, я понимаю, что все может быть еще хуже. В Украине, к сожалению, очень сложно получить материальную поддержку для подобных проектов, особенно, когда ты создаешь что-то авторское, что отличается от мейнстримной тенденции.
— А как вам вообще современные тенденции в кинематографе?
Мне сложно понять их. Современное кино сейчас больше напоминает социальный проект об инвалидах, пострадавших вследствие войны, или представителях нетрадиционной ориентации, снятый в документальном стиле на «трясущуюся» камеру. Эта тенденция неореализма 70-х годов прослеживается до сих пор, хотя с того времени прошло уже больше 40 лет. Меня это бесит, ведь те, кто оценивает и устанавливает критерии, не обращают внимания на однотипность и плагиат, а вместо этого вынуждают следовать определенным «правилам». Эти люди истории кино вообще не знают. Сюжеты, высосанные из пальца, каждый раз преподносятся как что-то великое. При этом нудные европейские фильмы, которые просто невозможно смотреть, называют «эстетской» работой, хотя эстетикой там и не пахнет! А все, что отличается, не воспринимается. Почти все фестивальные картины (победители) выглядят так, будто бы их снимал один режиссер.Когда я вижу фильмы, снятые по классике английских произведений, а туда «вставляют» афро-американцев, это иногда доходит до абсурда. Если вы снимаете сказки – пожалуйста, включайте все этнические группы, но тогда не называйте это «исторической» картиной.
— Вы только что здорово раскритиковали современное кино. А как вы сами относитесь к критике?
Я очень люблю критику. Но она должна быть экспертной, аналитической. К сожалению, у нас нет культуры грамотной критики. Она существует на уровне «нравится — не нравится», а вот четко сформулировать и обосновать свою позицию — мало кто умеет. Поэтому и аналитической критики у нас нет. И это касается не только кинематографа, но и других сфер, в том числе искусства, моды, музыкального бизнеса. Так что критики своих работ я так и не услышал, а вот какие-то абсурдные, ничем не обоснованные высказывания – да, были.
Когда я начинал заниматься fashion-бизнесом (больше 20 лет назад), никто не верил в украинские бренды. Но благодаря моей работе, а также еще некоторым талантливым дизайнерам, нас начали признавать. Сейчас ситуация повторяется — я стою у истоков нового независимого украинского кинематографа, меня не понимают, а мои проекты критикуют. Скорее всего, меня снова будут считать авангардистом, который опять пытается всем доказать, что он – не лох. Не знаю, смогу ли я еще при жизни застать момент, когда все наконец поймут, что у нас есть интеллектуальное кино, авторы, индивидуальное видение, что мы можем снимать фильмы, не уступающие европейским, но, надеюсь, что рано или поздно это произойдет…
Это была первая часть интервью с Алексеем Залевским, а в следующей мы поговорим о его предыдущих и новых fashion-проектах, обсудим конфликт с организаторами Ukrainian Fashion Week, а также затронем тему личной жизни и его взглядов на некоторые важные вопросы, интересующие большинство людей. Так что ждите продолжения!
Вторая часть: Продолжение интервью с Алексеем Залевским: модная деятельность и личная жизнь дизайнера
Смотрите также: Интервью с Сержем Смолиным: «Моя эстетика — ДЕРЗОСТЬ и ЭЛЕГАНТНОСТЬ»!